|
Муниципальные образования
Положение о системе управления охраной труда
Утверждено
постановлением Администрации
МО "Игринский район"
№ 1030 от 18.07.2008
Положение
о системе управления охраной труда в Игринском районе
1.1. Система управления охраной труда - совокупность скоординированных действий администрации района, объединения работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально - экономических, организационно - технических, санитарно - гигиенических, лечебно - профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
1.2. Управление охраной труда в Игринском районе осуществляется на основании соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, Трудового Кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Удмуртской Республики, а также настоящего Положения.
1.3. Система управления охраной труда - это совокупность субъектов и объектов управления охраной труда, деятельность которых направлена на обеспечение безопасности сохранения жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
1.4. Субъектом управления охраной труда является Администрация муниципального образования «Игринский район».
1.5. Объектами управления являются работодатели - организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие труд наемных рабочих.
2. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
2.1. Основополагающими принципами формирования системы управления охраной труда являются:
-
признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организации;
-
нормативное, правовое закрепление гарантий конституционных прав работников на охрану труда, обеспечивающее безусловную реализацию этих прав;
-
контрольная и профилактическая направленность деятельности всей системы управления
охраной труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
-
научная обоснованность нормативных требований по охране труда, содержащихся в законах и подзаконных актах, организационно - методических документах и инструкциях по охране труда;
-
осуществление эффективного сотрудничества (социального партнерства) всех субъектов
социально - трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: государственных органов, органов местного самоуправления, органов надзора и контроля, работодателей и наемных работников, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;
-
осуществление прямой и обратной связи всех звеньев Системы на всех уровнях управления;
-
обеспечение перспективного целевого планирования мероприятий по охране труда и их
обязательное финансирование на всех уровнях управления;
-
доведение правовых и нормативных документов по охране труда до предприятий и получения от предприятий информации о состоянии работы по охране труда;
-
создание системы обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов;
-
неукоснительное исполнение законов, норм, стандартов, правил по охране труда работодателями и работниками, их ответственность за нарушения нормативных правовых актов;
-
использование механизмов экспертизы, сертификации и лицензирования для улучшения условий и охраны труда;
-
координация деятельности в сфере защиты прав работников на безопасные условия труда.
3. ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
3.1. Система управления охраной труда направлена на обеспечение охраны труда и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, путем реализации присущих данной системы функций, осуществляемых на уровне районного самоуправления.
3.2. Органы районного самоуправления и работодатели обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда.
3.3. Основными задачами системы управления охраной труда является:
- реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда;
- координация деятельности органов и структур, участвующих в управлении охраной труда;
- выработка предложений по совершенствованию государственной политики в сфере охраны труда;формирование безопасных условий труда в организациях;
- охрана труда и здоровья работников с использованием компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда и в условиях повышенного профессионального риска;
- обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально - трудовых отношений.
3.4. На систему возлагаются функции государственного обеспечения охраны труда (анализ, планирование, координация, организация, регулирование, контроль, информирование). Действие системы направлено на совершенствование работы объектов управления, их должностных лиц и работников в сфере охраны труда.
- 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
- В ИГРИНСКОМ РАЙОНЕ
-
-
-
Первый уровень: Администрация муниципального образования «Игринский район»
-
Рабочий орган первого уровня - районная комиссия по охране труда при Администрации.
-
Второй уровень: работодатель совместно с профсоюзной организацией или иными уполномоченными работниками организации.
-
- 5. ФУНКЦИИ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
-
-
5.1. Администрация муниципального образования «Игринский район»:
- обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Удмуртской Республики, в установленном порядке;
- создает при администрации Игринского района комиссию по охране труда для рассмотрения вопросов и подготовки предложений по решению проблем в области охраны труда,циалистов в целях реализации государственной политики по охране труда;
- осуществляет координацию и методическое руководство работой службы охраны труда работодателей, расположенных на территории муниципального образования; готовит ежегодно доклад о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в Игринском районе, предложения по совершенствованию законодательства об охране труда по формированию политики в области охраны труда;
- принимает участие в расследовании групповых несчастных случаях на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
- содействует работодателям в организации работ по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда;
- содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- организует обучение и проверку знаний по охране труда работников организаций муниципального образования, включая руководителей и специалистов;
- совместно с заинтересованными организациями участвуют в проведении семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
- информирует общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории муниципального образования.
Всю полноту ответственности за организацию работы по охране труда несет работодатель. В целях обеспечения организации работы по охране труда работодатель в соответствии с законодательством создает службу охраны труда.
Главной задачей работодателя является обеспечение условий труда, исключающих или сводящих к минимуму риск получения работниками травмы или профессионального заболевания.
5.3. Функции службы охраны труда:
- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных актов по охране труда Российской Федерации и Удмуртской Республики, коллективного договора, соглашения по охране труда;
- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний обусловленных производственными факторами, оказание организационно - методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
- выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
- учет и анализ причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
- проведение совместно с другими представителями соответствующих органов государственного и общественного контроля проверок, обследований, технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
- организация своевременного обучения по охране труда, в том числе руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдений охраны труда;
- согласование разрабатываемой работодателем проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
- организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда;
- оказание помощи руководителям предприятий в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
- организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279;
- участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору трав- мобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональным заболеваниями;
- составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
- разработка программ обучения по охране труда работников, в том числе руководителя;
- проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
- оказание методической помощи руководителям предприятий при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
- организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
- организация совещаний по охране труда;
- ведение пропаганды по вопросам охраны труда;
- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений работодателю (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.
5.4. Служба охраны труда осуществляет контроль за следующими мероприятиями:
- организацией работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и Удмуртской Республики, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов;
- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
- соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279;
- предусмотренными программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а так же за приятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением требованием предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
- своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
- эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
- организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
- санитарно - гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
- организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
- правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
- использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
6. КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Взаимодействие субъектов управления охраной труда на территории района с органами государственного и общественного контроля, а также другими структурами, имеющими отношение к охране труда, осуществляется с учетом возложенных на них конкретных задач и функций.
Администрация района обеспечивает взаимодействие со следующими учреждениями:
I. МУЗ «Игринская центральная районная больница» по вопросам организации и заключении договоров по проведению медицинских осмотров работников. Организации медико-профилактической деятельности в организациях Игринского района с целью снижения травматизма и предупреждения профзаболеваний. Организация изучения причин профзаболеваний, методом диагностики, лечения и профилактики. Предоставление информации по несчастным случаям на производстве.
II. Совместно с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в п. Игра осуществлять работу по профилактике профессиональных заболеваний, связанных с неблагоприятным воздействием вредных факторов на здоровье трудящихся. Контролировать соблюдение работодателями действующих санитарных правил, норм, гигиенических требований.
III. Региональным отделением Фонда социального страхования по Игринскому району по обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, медико-социальной экспертизы лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний.
IV. Районной комиссии по охране труда при Администрации района по вопросам разработки предложений по осуществлению единой политики в области охраны труда, обеспечения взаимодействия и органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Определение приоритетных направлений при разработке программ по улучшению условий и охраны труда.
V. Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике - в проведении совместных комплексных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда, расследовании групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
VI. Инспекцией Управления технологического и экологического Ростехнадзора УР - в организации и осуществлении контроля за состоянием потенциально опасных производств, объектов и работ на территории Игринского района, а также в подготовке взаимосогласованных заключений о размещении производств повышенного риска. Контроль за соблюдением работодателями правил безопасного обслуживания электрических и теплоиспользующих установок.
VII. Пожарной частью №31 ОГПС 8 п. Игра - контроль за соблюдением противопожарных мероприятий на объектах народного хозяйства (независимо от форм собственности).
VIII. Районным отделом статистики - по вопросам получения статистических данных о состоянии условий и охраны труда в районе, а также другой информации.
|